On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Поздравляем всех участников и посетителей данного форума с праздником Песах (Пасхи) и праздником Воскресения Христова !

АвторСообщение



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 17.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.14 11:24. Заголовок: Кто такой и что такое "ближний"?


Нет ясности по вопросу, что такое "ближний" из второй заповеди, которого я должен любить "как самого себя".
Этот вопрос был задан мной другим людям (примерно 10) разных возрастов, в результате получилась примерно такая общая картина. Причем люди отвечали независимо друг от друга.
1) Ближний - то же самое, что близкий, родственник. Ближние - это моя семья. К ним надо относиться по-человечески, не врать, не обижать. Об остальных можно не думать.
2) Ближний - это географическое, пространственное понятие. Те, кто рядом с нами, являются нашими ближними. Соответственно, если ты уехал далеко - ты перестаешь быть "ближним" для того, для кого раньше таковым являлся... "Дети из Африки" и "пострадавшие от землетрясений", соответственно, тоже не "ближние"...

В притче Христа о добром самарянине говорится, что я "ближний", если оказал кому-то помощь (самарянин был ближним израненному человеку). А кто тогда "ближний" для меня?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]





Сообщение: 222
Зарегистрирован: 14.08.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.14 23:38. Заголовок: Идиотъ пишет: Нет яс..


Идиотъ пишет:

 цитата:
Нет ясности по вопросу, что такое "ближний" из второй заповеди, которого я должен любить "как самого себя".
Этот вопрос был задан мной другим людям (примерно 10) разных возрастов, в результате получилась примерно такая общая картина. Причем люди отвечали независимо друг от друга.
1) Ближний - то же самое, что близкий, родственник. Ближние - это моя семья. К ним надо относиться по-человечески, не врать, не обижать. Об остальных можно не думать.
2) Ближний - это географическое, пространственное понятие. Те, кто рядом с нами, являются нашими ближними. Соответственно, если ты уехал далеко - ты перестаешь быть "ближним" для того, для кого раньше таковым являлся... "Дети из Африки" и "пострадавшие от землетрясений", соответственно, тоже не "ближние"...

В притче Христа о добром самарянине говорится, что я "ближний", если оказал кому-то помощь (самарянин был ближним израненному человеку). А кто тогда "ближний" для меня?



На мой взгляд, ближний - это все люди, по крайней мере, я так всегда это понимал. И, на мой взгляд, Христос в притче о самарянине говорит о том, что все люди ближние. Так я понимаю эту притчу.

В этой притче, дело ведь, на мой взгляд, совсем не в том, что самарянин помог, а в том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним. То есть эта притча в принципе против деления "дальний-ближний". Поэтому все ближние.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 573
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.14 11:08. Заголовок: "ближний - не ближний"


Антиквар пишет:

 цитата:
На мой взгляд, ближний - это все люди, по крайней мере, я так всегда это понимал. И, на мой взгляд, Христос в притче о самарянине говорит о том, что все люди ближние. Так я понимаю эту притчу.

В этой притче, дело ведь, на мой взгляд, совсем не в том, что самарянин помог, а в том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним. То есть эта притча в принципе против деления "дальний-ближний". Поэтому все ближние.


С тем, что "притча о том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним" - с этим я согласен, тоже думаю, что притча об этом.

Но с тем, что "притча в принципе против деления "дальний-ближний", поэтому все ближние" - с этим не согласен. Потому - уравниловкой пахнет, однако :)

Почему "все ближние"? Не согласен я с такой трактовкой. Деление "ближний - не ближний" в притче сохраняется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 124
Зарегистрирован: 08.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.14 13:56. Заголовок: На мой взгляд, ближн..


На мой взгляд, ближний тот, кто тебе в данный момент "близок", т.е. с кем общаешься, например на работе; с кем рядом проживаешь. С кем сталкивает в настоящий момент жизнь. А не с чернокожими где-то там вообще.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 574
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.14 15:06. Заголовок: "ближний" - не кто попало


шура пишет:

 цитата:
На мой взгляд, ближний тот, кто тебе в данный момент "близок", т.е. с кем общаешься, например на работе; с кем рядом проживаешь. С кем сталкивает в настоящий момент жизнь. А не с чернокожими где-то там вообще.


Старинная мудрость учит: «Держись подальше от плохого соседа». По-моему, это благоразумно.
На работе тоже приходится иметь дело с разными людьми. А жизнь в настоящий момент может столкнуть и с разбойниками (не дай Вам Бог, конечно). Я не уверен, что "ближний" - это любой, с кем приходится находиться близко или общаться (на работе, по-соседству или по вине обстоятельств). По-моему, "ближний" - не кто попало :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 127
Зарегистрирован: 08.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.14 17:23. Заголовок: ученик пишет: Стари..


ученик пишет:

 цитата:
Старинная мудрость учит: «Держись подальше от плохого соседа». По-моему, это благоразумно.


Конечно, благоразумно. Полно вопросов, которые и возникают на этой самой грани житейского благоразумия и прямолинейных библейских высказываний. Но в Новом Завете сказано, что учение Христово здраво.
Мне кажется это верным и эта прямолинейность находится в ключе здравомыслия. "Ближний" - это именно "кто попало" лично для Вас. По-этому, и "любите врагов ваших".
Любить как самого себя, по-моему, означает относиться к человеку в данной конкретной ситуации, как к себе. К себе-то мы каких-то особых чувств не питаем, а любовь выражается в желании и возможном достижении блага себе. И без разницы враг или друг, Христос призывает к действию блага для него. И это благо может быть ограничением ближнего. Это уж как ты рассудишь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 576
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.14 20:48. Заголовок: Закон учит разделению


шура пишет:

 цитата:
Конечно, благоразумно. Полно вопросов, которые и возникают на этой самой грани житейского благоразумия и прямолинейных библейских высказываний. Но в Новом Завете сказано, что учение Христово здраво.


Я как-то не вижу разницы между "благоразумием" и "здравым учением" - они оба от Бога.

шура пишет:

 цитата:
...
"Ближний" - это именно "кто попало" лично для Вас. По-этому, и "любите врагов ваших" ...


Если я правильно понимаю, Вы стараетесь меня убедить, что между самаритянином и разбойниками из притчи особой разницы нет. И те, и этот - все "ближние"? По-моему, это неправда. Закон учит разделению, а не смешиванию. Новый Завет тоже учит делению, упраздняя формальный характер деления "по ветхой букве" и утверждая разделение по сути - "по духу".
Деление "ближний - не ближний" сохраняется в притче Христа про доброго самаритянина (о любви к ближнему).

шура пишет:

 цитата:
Любить как самого себя, по-моему, означает относиться к человеку в данной конкретной ситуации, как к себе. К себе-то мы каких-то особых чувств не питаем, а любовь выражается в желании и возможном достижении блага себе. И без разницы враг или друг, Христос призывает к действию блага для него. И это благо может быть ограничением ближнего. Это уж как ты рассудишь.


Притчей про доброго самаритянина Христос ответил человеку, который хотел оправдать себя:


 цитата:
25. Появился некий учитель Закона, который, желая испытать Иисуса, спросил Его:
— Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?
26. — А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь?
27. — «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами». И «люби ближнего, как самого себя», — ответил тот.
28. — Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить.
29. Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:
— А кто мне ближний?
30. Иисус в ответ сказал:
— Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым.
31. И случилось так, что шел той же дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую сторону.
32. Так же поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого, он перешел на другую сторону.
33. А самаритянин, который проезжал там же, поравнялся с ним и, увидев, пожалел его.
34. Он подошел к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним ухаживал.
35. А на следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься о нем, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам».
36. Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?
37. — Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.
— Иди и поступай так же, — сказал Иисус.
(Св. Евангелие от Луки 10:25-37)


По-моему, Христос как-то немного возразил учителю Закона на его желание оправдать своё ограничение в добродетели. А Ваше «Это уж как ты рассудишь» поворачивает к благословению самооправдания. Христос этого не говорил.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 128
Зарегистрирован: 08.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.14 21:07. Заголовок: ученик пишет: межд..


ученик пишет:

 цитата:
между самаритянином и разбойниками из притчи особой разницы нет


Если разбойник окажется в ситуации самарянина: избитый и нуждающийся в уходе - очевидно, что абсолютно никакой разницы нет. Если он не соберется зарезать Вас придется заботиться о нем.
Если соберется зарезать Вас или еще кого, то придется ограничить его. Даже если он очень сильно будет нуждаться в том, чтобы зарезать (или ограбить). Ограничить не себя, а его. Думаю, здесь Вы принесете ему добро. И отнесетесь опять же как к себе. А вдруг покается когданибудь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 578
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 09:53. Заголовок: «если» и «а вдруг»


шура пишет:

 цитата:
Если разбойник окажется в ситуации самарянина ...


Мало ли что может быть, если ...
Разумеется, любой человек может оказаться ближним. А может оказаться и мошенником, в отношениях с которым лучше держаться осторожности, а то и вовсе держаться подальше и не иметь ничего общего. С тем, что "притча о том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним" - с этим я согласен, тоже думаю, что притча об этом. Но с тем, что "притча в принципе против деления "дальний-ближний", поэтому все ближние" - с этим не согласен. Потому что неразберихой пахнет. А Закон учит разделению. Деление "ближний - не ближний" сохраняется в притче про доброго самаритянина (о любви к ближнему). Но Христос показывает этой притчей неформальный характер деления. Так по-моему.

Вы можете обратить внимание, что Христос спрашивает :
«Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?»
По-моему, этот вопрос даёт понять, что разбойников Христос даже не включил в "список кандидатов в ближние".
Но в момент казни ближним Христу оказался разбойник. Важно то, что есть, а не то, что могло бы быть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 230
Зарегистрирован: 14.08.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 19:48. Заголовок: В отношении библейск..


В отношении библейского сюжета о добром самарянине, мне близко понимание, приводимое в «Толковой Библии» Лопухина. (В «Толковой Библии» Лопухина по данному вопросу приводится толкование протестантского (англиканского) богослова Ричарда Тренча (Транча) ).

«В рассказе о милосердом самарянине Господь имел целью показать законнику "на великую бездну, разделяющую знание и действия, на то, как мало отвечала самая жизнь его нравственному понятию о любви к ближним" (Транч с. 274).
Тот, кто спрашивал: "кто мой ближний?" кто желал для себя предварительно полного изложения обязанностей к ближнему, тот обнаруживал тем самым, как мало он понимает любовь, сущность которой состоит в том, что она не знает никаких пределов, кроме своей невозможности идти далее (там же с. 261).
(…)
Обыкновенно принято этот рассказ о милосердом самарянине называть притчею. Но, собственно говоря, этот рассказ не подходит под категорию притч. Притчу еще нужно изъяснять, применять содержащийся в ней случай к тому вопросу, о котором идет речь. Такова, напр., притча о сеятеле, о зерне горчичном и т. д.
Здесь же никакого объяснения и не требуется. Господь просто берет случай, весьма возможный, поучительность которого ясна всем и каждому и делает этот случай уроком истинного милосердия. Это, так сказать, примерный рассказ о том, в чем состоит настоящая любовь к ближнему.
(…)
Теперь Христос, по-видимому, должен бы сказать законнику: "видишь из примера самарянина, кто твой ближний? Это всякий человек, к какой бы нации он ни принадлежал". Но Господь не так ставит дело.
Вопрос о том, кто ближний каждому из нас, Господь оставляет в стороне, как вполне ясно решенный приведенным выше рассказом.
Он дает законнику другой вопрос - не теоретический, а практический: кто из трех прошедших мимо раненого оказался ему "ближним", т. е. кто исполнил в отношении к нему требование любви, какое внушает закон всем и каждому?
На этот вопрос законник должен был отвечать так: оказавший ему милость (прямо сказать - "самарянин" ему не хотелось...). Господь тогда отпускает его, советуя поступать подобно самарянину.
Таким образом Господь уходит с почвы теоретических рассуждений и споров, которым, конечно, и конца бы не было, и сводит весь вопрос к тому, как естественное чувство человека решает вопрос поставленный законником.»
(А.П. Лопухин «Толковая Библия»)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 129
Зарегистрирован: 08.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 20:27. Заголовок: ученик пишет: Мало ..


ученик пишет:

 цитата:
Мало ли что может быть, если ...


Так Вы сами ставите вопрос, как это разбойник может быть ближним? Вот так: когда жизненная ситуация сталкивает Вас с ним и он в Вас нуждается. И притча о самарянине точно о том же. Человек нуждался - самарянин оказал любовь к нему, не зная кто он: разбойник или нет.
Т.е. возлюби ближнего, это относись, как если сам будешь в такой ситуации. А ситуации и ближних, наверное, определяет Господь.
И это отношение не противоречит разделению. Сказано о каких-то: "от таких удаляйся". Т.е. от вводящих в грех - удаляйся. Но неужели, если таковой сломает ногу, Вы считаете нужным пройти мимо?
Неразберихи нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 581
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 08:06. Заголовок: специально для шуры :)


шура пишет:

 цитата:
Так Вы сами ставите вопрос, как это разбойник может быть ближним?


Рискую показаться несколько занудным, но должен заметить Вам, шура, что в этой теме я не поставил ни одного вопроса. Вопрос «Кто такой и что такое "ближний"?» поставлен в начале темы участником форума, пожелавшим назваться 'Идиотъ'ом. А я только объяснил моё понимание ответа на поставленный 'Идиотъ'ом вопрос.

шура пишет:

 цитата:
А ситуации и ближних, наверное, определяет Господь. 
И это отношение не противоречит разделению ...
Неразберихи нет.


Ну вот и хорошо, что "неразберихи нет". Раз Вы тоже сохраняете разделение "ближний - не ближний" в понимании притчи про доброго самаритянина (о любви к ближнему), то я Вам, шура, не возражаю, и полностью согласен :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет