On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Поздравляем всех участников и посетителей данного форума с праздником Песах (Пасхи) и праздником Воскресения Христова !

АвторСообщение



Сообщение: 238
Зарегистрирован: 08.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.16 09:58. Заголовок: О Государстве и Церкви


По поводу отношений Церкви и Государства.
Известно письмо 10 академиков, выступающих против участия Церкви в образовании, и в целом, отделения от деятельности государства. «Клерикализация в России идет в ущерб интересам отечественной культуры и образования».
С одной стороны, это совершенно понятно. Церковь не может претендовать на научное понимание вопросов и навязывать «правильное» мнение.
Но как без основ «Закона Божия» в школах доводить понимание о существовании духовной составляющей в обществе? Откуда будут браться нравственные и культурные ориентиры?
Обсуждая на одной площадке, верующий, по определению, будет соотносить свои деяния со своим религиозным пониманием вопроса. Неверующий, руководствуясь выводами разума, скорее всего, постоянно будет в выигрыше. Поскольку диалог будет вестись, опираясь на общую данность: разум. А вера – это по желанию.
Таким образом, в жизни государства, образования, всегда будут ущемляться права верующих. Что видно, например, в деятельности современных волонтерских организаций. Опираясь на Конституцию, они запрещают какую-либо пропаганду религии в работе. Мотивируют Конституцией, многоконфессиональным обществом волонтеров и пр.
Как это возможно? Верующие идут к нуждающимся помочь, сказать, что они не одни, что Бог любит их. А совсем не только развлекать. Нужда у мыслящего и духовного существа не только плотская. Неверующий этого никогда не примет и предложит читать фантастику и смотреть добрый фильм про «Чебурашку».
Как решать этот вопрос?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 463
Зарегистрирован: 14.08.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.16 18:04. Заголовок: шура пишет: По повод..


шура пишет:

 цитата:
По поводу отношений Церкви и Государства.
Известно письмо 10 академиков, выступающих против участия Церкви в образовании, и в целом, отделения от деятельности государства. «Клерикализация в России идет в ущерб интересам отечественной культуры и образования».
С одной стороны, это совершенно понятно. Церковь не может претендовать на научное понимание вопросов и навязывать «правильное» мнение.
Но как без основ «Закона Божия» в школах доводить понимание о существовании духовной составляющей в обществе? Откуда будут браться нравственные и культурные ориентиры?
Обсуждая на одной площадке, верующий, по определению, будет соотносить свои деяния со своим религиозным пониманием вопроса. Неверующий, руководствуясь выводами разума, скорее всего, постоянно будет в выигрыше. Поскольку диалог будет вестись, опираясь на общую данность: разум. А вера – это по желанию.
Таким образом, в жизни государства, образования, всегда будут ущемляться права верующих. Что видно, например, в деятельности современных волонтерских организаций. Опираясь на Конституцию, они запрещают какую-либо пропаганду религии в работе. Мотивируют Конституцией, многоконфессиональным обществом волонтеров и пр.
Как это возможно? Верующие идут к нуждающимся помочь, сказать, что они не одни, что Бог любит их. А совсем не только развлекать. Нужда у мыслящего и духовного существа не только плотская. Неверующий этого никогда не примет и предложит читать фантастику и смотреть добрый фильм про «Чебурашку».
Как решать этот вопрос?



Насколько я понимаю, тут два вопроса: первый об отношении науки и религии, второй об отношении государства и религии.

По первому вопросу, об отношении науки и религии:

На мой взгляд, академики правы, когда выступают против участия церкви (вообще, любых религиозных организаций) в образовании. Потому что, насколько я понимаю, образование – это элемент науки, задача которого подготовка и воспитание научных принципов мышления.

Да, в образовании есть еще и элементы культуры, но в образовательном процессе культурные элементы должны идти через фильтр науки.
Например, знакомство с музыкой – через фильтр элементарной теории и истории музыки, и т.д. В противном случае это будет уже не музыкальное образование, а просто воспитание-навязывание учащимся определенных эмоциональных пристрастий в отношении музыки.
И так далее, то же самое в отношении других явлений культуры.

При этом, на мой взгляд, справедливое отрицание участия церкви (и вообще религиозных организаций) в образовании вовсе не означает отрицания изучения такого явления культуры, как религия, в образовании.

Это не означает даже отрицания богословия, как явления культуры. Вопрос лишь в том, как изучать?

Наука предлагает изучение религии по научной методологии, а церковь предлагает просто агитацию, проще говоря, рекламную компанию своего «товара».

Как Вы полагаете: образование должно знакомить с научной методологией изучения или быть просто рекламной кампанией с учителями в качестве рекламных агентов?

И, если рекламная компания избирается в качестве метода образования, то надо просто включить телевизор и путь дети изучают химию по рекламе стирального порошка.

Ведь, например, что такое богословие: - это филология плюс философия, то есть попытка понимания какого-то текста (или группы текстов) – филология, с целью выяснения мировоззрения, содержащегося в этих текстах – философия.

Например, есть же научные исследования, посвященные, например, изучению мировоззрения в произведениях Достоевского, и никто не оспаривает их научности.

Так почему же не быть научным исследованиями текста Библии (или других религиозных книг), посвященных изучению мировоззрения Библии?

В Европе богословие как наука давно существует, так называемое, «университетское» богословие, которое занимается серьезной научной работой в области религиозных текстов.

Но университетское богословие следует отличать от церковного богословия. Это разные вещи.

Так как университетское богословие – это научный поиск-исследование с непредсказуемыми результатами, как всякий научный поиск.

А церковное богословие – это просто притягивание за уши результатов богословских исследований к мнению той или иной церкви.

Как можно видеть – разница между университетским богословием и церковным богословием - очень существенная.

Поэтому, на мой взгляд, вхождение церкви в область образования и науки – это просто уничтожение науки и образования и превращения их в обычный рекламный балаган.

И дело в том, что я считаю термин «неверующий» - некорректным, поскольку неверующих людей не встречается, это просто невозможно.

Можно встретить людей верящих в отсутствие Бога – атеистов, но они тоже верующие, верующие в себя, в культуру, нацию, науку и т.д.

И среди атеистов также полно фундаменталистов, не терпящих иных взглядов.

И есть, знаете ли, очень много атеистов, которые обходятся без разума

И, далее, кто верующему в Бога запрещает пользоваться разумом?

На мой взгляд, руководство разумом возможно и при вере в Бога, и, до определенных пределов, без веры в Бога.

То есть, если посмотреть глубже, то, насколько я понимаю, разум ближе не атеистическим верованиям, а вере в Бога, поскольку разум онтологически основан на вере в Бога. (Это еще Гегель хорошо показал).

По второму вопросу, об отношении государства и религии:

Насколько я понимаю, государство – это попытка определенного порядка отношений людей. А любое сколь-нибудь упорядоченное отношение людей связано с ущемлением каких-то их прав. Например, права плевать в соседа.

Насколько я понимаю, светское государство – это вовсе не обязательно атеистическое государство, это может быть и просто попытка порядка, при котором атеисты и религиозные люди минимально ущемляли бы права друг друга.

А волонтерские организации – это не государственные организации, и в светском государстве, они могут, как пропагандировать как религию, так и атеизм, или не пропагандировать ничего - по желанию организаторов. Так что это не позиция светского государства, а просто определенное желание организаторов определенной волонтерской организации.

И уж если говорить об ущемлении прав, то заглянув в историю можно видеть, как чудовищно ущемляла права людей церковь, и сейчас, например, чудовищно ущемляются права инакомыслящих в некоторых исламских странах.

Поэтому, на мой взгляд, из христианской концепции миротворчества лучше, если бы государство было светским в том смысле, чтобы минимально и равно ущемлялись бы права разных религий и атеистов.

И, насколько я понимаю, сама идея светского государства происходит именно из христианской культуры, а именно, из Нового Завета, из Нагорной проповеди Христа.

Потому что уважение иных взглядов, уважение других людей следует именно из веры Бога.

Насколько я понимаю, если человек берется окончательно судить, какие взгляды лучше для других людей, то получается, что человек главный,
а если человек отказывается окончательно судить и отрицать право выбора других людей, если человек делает только свой выбор, и оставляет другим право свободного выбора взглядов – это тогда и есть равенство взглядов, которое следует из веры в Бога, где не человек, а Бог главный, так как оставляет окончательное решение о правоте взглядов за Богом.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 31
Зарегистрирован: 13.06.19
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.21 13:27. Заголовок: Ольга Седакова о христианстве и государстве (фрагмент)


Публикую здесь фрагмент интервью, которое Ольга Седакова (российский филолог, поэт, этнограф, один из переводчиков и комментаторов либерально-диалектического богословия Пауля Тиллиха) дала новосибирскому изданию "Тайга.инфо"

ХРИСТИАНСТВО КАК СИСТЕМА и ХРИСТИАНСТВО КАК ВЫБОР

«Как-то раз в одной православной церковной лавке я поинтересовался у продавщицы, есть ли у них книги Меня, Сурожского, Аверинцева или что-нибудь, например, о Павле Адельгейме. И получил совет, что интересоваться такими книгами опасно. Как вы считаете, откуда такое мировоззрение среди православных? Есть ли смысл говорить о двух православиях: государственном и живом?

Ольга Седакова:
— Увы, существуют в церковном пространстве люди сверхконсервативные. И эту свою упертость они и считают «правильным» православием.
Такое стало возможным, когда церковь перестала быть гонимой; она наполнилась совершенно другими людьми. И почему-то она привлекла людей характерно коммунистического воспитания. Они как будто просто переменили одну доктрину на другую.

За собственную жизнь они ответственности не несут: ну были мы раньше неверующими, а теперь мы верующие, теперь мы знаем, как правильно! На месте церкви им нужна идеологическая инстанция, на месте христианского учения — доктрина, с которой живые и настоящие учителя веры, как владыка Антоний Сурожский, отец Александр Мень или отец Александр Шмеман просто несовместимы. Раньше их ненавидели как «антисоветчиков», теперь — как «еретиков».

Что касается «двух православий», государственного и живого, я не стала бы так обобщать. Церковная среда в наши дни очень пестрая, там чего только нет, и она, конечно, как следует не описана. Вы можете встретить прекрасных батюшек и их приходы, которые, в общем-то, не обязательно «шмемановские». Разные есть пути внутри живого православия.

Тайга.инфо:
— Как сегодня быть православным христианином в России? Как ходить в церковь, подвластную государству? Сегодня у вас есть духовник?

Ольга Седакова:
— Мой духовный отец умер 12 лет назад. И никого взамен ему я, естественно, не нашла, да и не искала. Потому что я думаю, что духовный отец может быть один в жизни. Что делать? Для меня самой это тяжелый вопрос. Ведь что бы ни говорили против идеи коллективной вины (каждый отвечает за себя), — но если ты член церкви, ты отвечаешь за то, что она делает. Поэтому когда там провозглашаются прямо антихристианские вещи (а это бывает), то что делать?

В католицизме положение другое. У католиков нет нашего советского и постсоветского наследства, и они уже давно живут в реальной современности, а не в «устоях святого средневековья». Пастыри обращены к человеку, к живому и личному.

Иоанн Павел II говорил, что семейная наследственная вера — это уже не наша эпоха; сегодня время людей, которые лично пришли ко Христу. На протяжении многих веков европейскому (да и российскому) человеку не так дорого стоило быть христианином: так его воспитывали в семье, этому учили в школе. Теперь такая передача традиционной веры мало действует.

Во всяком случае, характерная фигура западно-христианской современности — это не человек, выросший в благочестивой семье, а тот, который сам сделал свой выбор.
Христианских государств больше нет, вера — частное дело, и это вера меньшинства, во всех странах».

Фрагмент из: Ольга Седакова: «В России очень редко бывает настоящая потребность в учителе» // Тайга.инфо. - 14 декабря 2019 г.

Полный текст см.: https://tayga.info/150800

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет