On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Поздравляем всех участников и посетителей данного форума с праздником Песах (Пасхи) и праздником Воскресения Христова !

АвторСообщение



Сообщение: 387
Зарегистрирован: 21.08.11
Репутация: -1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.13 08:02. Заголовок: Знание, вера. Разумный выбор веры


Знание, вера. Разумный выбор веры



Предварительно о знании и вере в составе мировоззрения

...
Независимо от того, в каком качестве объявлено какое-либо значимое положение мировоззрения - в качестве ли знания или в качестве веры, всё равно оно будет отнесено либо к положениям достаточно несомненным для нас, либо к положениям существенно сомнительным. Третьего я не нахожу.

Первые, достаточно несомненные, мы принимаем без обоснования, в качестве достаточно очевидных (или, пользуясь другим специальным термином, в качестве предельных) - очевидное само себя обосновывает, на то оно и очевидное. А существенно сомнительные положения будем пытаться обосновать, исходя из достаточно несомненных положений мировоззрения.

Это всё, что у нас, во-первых, есть. Далее, рассмотрим знание и веру в их отношении к категориям существенно сомнительного и достаточно несомненного.


Знание

Достаточно несомненное в знании - это очевидные данные опыта исследования - "синтетические суждения" (Кант). И ещё всё то, что логически следует из очевидного - "аналитические суждения" (Кант).

Существенно сомнительное в знании - это гипотеза, подлежащая проверке посредством обращения к опыту исследования. По очевидному результату исследования может быть либо отнесено к "достаточно несомненному знанию", либо отклонено в качестве ошибочной, не подтверждённой исследованием, гипотезы.

Гипотеза в знании выполняет функцию начального приближения к исследуемому знанию. Дальнейшее исследование последовательно уточняет начальное приближение (принцип последовательного приближения к истине). Такова логико-познавательная функция гипотезы в существенно сомнительном знании.


Вера

Достаточно несомненное в вере - это гипотеза, принятая на веру без обоснования. Это то же самое, что "достаточно несомненное" в относительном знании. Мы называем это "верой" только ради необходимой дани - признания очевидного факта не абсолютности любого доступного нам знания: "относительное знание = вера".

Пример: вера в наличие у человека разума. Наличие разума считается разумеющимся. Просто верим без обоснования в наличие разума - нам дан разум в комплексе прочей "данности феномена бытия".

Другой пример: "различение приятного и неприятного значимо для человека независимо от характера "действительности", в которой дано это различение - настоящая она или всего лишь иллюзорная". Это суждение представляется самоочевидным положением относительного знания = веры. Обоснование не требуется. "Значимо", потому что дано. А дано ли "на самом деле", или в иллюзии - не имеет значения для признания факта значимости. Вот и всё обоснование.

Существенно сомнительное в вере - это гипотеза, которую можем принять на веру или отклонить, в достаточной степени произвольно. Например, каждый достаточно свободен в выборе - верить в то, что Бог существует, либо верить в то, что Бога нет.

В задачу христианской апологетики входит оправдание веры в бытие Бога (не следует смешивать это с доказательствами бытия Бога). Философская апологетика изучает возможность рационального обоснования веры (разумный выбор веры).


Условие разумного выбора веры

Философия мировоззрений может предлагать различные методы разумного выбора веры. Это может быть метод, оправдывающий надежду (пари Паскаля), прагматический метод (У. Джеймс, Ч. Пирс). Наверное, могут быть предложены и другие методы разумного выбора веры. Для всех этих методов рационального ориентирования в неизвестности посредством веры можно заранее утверждать, что любой из них будет опираться только на то перечисленное выше, чем мы располагаем на момент выбора:

  • достаточно очевидное в вере (знании). В частности -
  • логико-познавательная функция веры. Вера, очевидно, выполняет функцию гипотезы, подлежащей проверке посредством обращения к опыту исследования.

    Иными словами, выбранная вера будет выполнять функцию начального приближения к истине в ходе дальнейшего исследования. И тогда само религиозное мировоззрение в целом может быть определено как исследование откровения Бога о смысле жизни ...

    ***

    Итак, во-первых, разумный выбор веры может быть определён как логический вывод с учётом наличия достаточно несомненного в вере (знании), то есть, согласно логическому принципу достаточного основания. Если ничего достаточно несомненного нет (всё существенно сомнительно), то выбор веры может быть только спонтанным, разумный выбор веры не определён.

    Во-вторых, разумный выбор веры может быть определён только в смысловом контексте теории познания с учётом логико-познавательной функции веры: гипотеза, принятая на веру - это начальное приближение к истине для проведения дальнейшего исследования. В рамках скептицизма (невозможности познания) невозможно определить разумный выбор веры. Выбор веры у скептика (если скептик вздумает выбирать веру на основании скептицизма) может быть только спонтанным.

    Разумный выбор веры может быть определён в перспективе более или менее внезапного знания. Если скептически полагать, что никакое познание невозможно, т. е. исследование бесполезно и ничего очевидного нет, тогда всё равно (или неизвестно), как верить. Итак, для возможности разумного обоснования веры необходимо учитывать некоторые очевидные сведения из теории познания.

    Такова взаимосвязь веры и знания, и, вытекающее из этой взаимосвязи, условие возможности разумного выбора веры ...

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 2 [только новые]





    Сообщение: 389
    Зарегистрирован: 21.08.11
    Репутация: -1
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.13 17:28. Заголовок: Дополнительно по теме


    «Являться достаточным и несомненным» - это определение очевидного. Очевидное - это то, что принимают как само собой разумеющееся и не требующее доказательств (по определению).

    Немного подробнее. Очевидное - это то, чему не находится достаточно основательное опровержение или возражение. Сомнение в отношении очевидного мыслимо лишь в качестве потенциального. Актуального сомнения в отношении очевидного не находим. Если опыт исследования покажет повод для актуального сомнения (основательное опровержение или возражение), то достаточно очевидное перестаёт являться таковым и переходит в разряд существенно сомнительного.

    Разумеется, очевидность может быть иллюзорной. Однако, в отношении очевидности справедливо то же, что справедливо, скажем, в отношении феномена различения приятного и неприятного -


     цитата:
    «различение приятного и неприятного значимо для человека независимо от характера "действительности", в которой дано это различение - настоящая она или всего лишь иллюзорная».



    Кстати, само это положение о значимости различения приятного и неприятного, принято в основаниях мировоззрения без обоснования, то есть, в качестве достаточно очевидного. Это конкретный пример достаточно очевидного. Не согласны? - тогда постарайтесь найти существенное возражение.

    Это же самое справедливо и для любого феномена - мы принимаем данные опыта как они нам даны, в комплексе прочей "данности феномена бытия", потому что не можем изменить опыт (бытие) произвольно. Если бы мы были в силах изменить приятное на неприятное (лучше - наоборот), то должны были бы искать иную точку отсчёта для мировоззрения. Точно так же и с очевидностью - если бы очевидность абсолютно следовала нашему произволу, тогда бессмысленно было бы принимать очевидное в качестве предельного понятия для философии мировоззрения.

    Чтобы избежать ошибки «порочный круг», рассуждение должно иметь в основании комплекс понятий без обоснования, то есть, в качестве достаточно очевидных. Если всё одинаково сомнительно, и достаточно очевидного в основании не находится, то в рассуждении неизбежно выйдет либо порочный круг, либо бесконечная регрессия. То и другое означает провал философии мировоззрения. Куда же Вы от этого денетесь?

    Далее.

    Если признаёте актуальность «познания по вере» для Вашего мировоззрения, тогда следует привести определение веры в смысловом контексте Вашей теории познания (познания по вере). Не возражаете? И где же у Вас это определение?

    И отчего же, по-Вашему, не является «познанием по вере» то самое познание, которое определено в начале темы? Вам представлено определение веры в смысловом контексте теории познания по вере. Предлагаю принять за основу, согласен рассмотреть замечания.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 26
    Зарегистрирован: 12.08.11
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.13 12:57. Заголовок: ученику Ваш пост..


    ученику

    Ваш пост со ссылкой на Ваше участие на другом форуме удален, так как это высказывание о Вас как участнике другого форума, а это запрещено правилами данного форума:

    "12. На форуме запрещаются какие-либо высказывания, гадания, цитаты и любые намеки на тему, кто из участников данного форума пишет под каким ником".

    Просьба соблюдать правила данного форума.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет